ХИВА-ОА – ТАИТИ
Только на горизонте показались горы Хива-Оа, как ветер принес сладкие запахи цветов и фруктов, и в его шуме мы услышали смех и песни полинезийских девушек, ноги которых никогда не знали обуви. А может нам показалось. Маркизские острова, архипелаг Туамоту, острова Общества. Вулканы и коралловые атоллы. Киты и акулы. Гоген, Брель и Тур Хейердал. Сбивающий с ног аромат цветов Тиаре. Черные вулканические и белые коралловые пляжи. И самый-самый радушный народ на земле, который знает секрет счастья…Так я начну свою следующую заметку, посвященную земле и людям Французской Полинезии. А пока…
19 сентября 2012 г Тяжелейший переход Хива-Оа – Фату-Хива. Ветер с востока 25 узлов. Бейдевинд. Качает и подбрасывает, как надо. Волна слева и спереди, несколько раз перекатывалась через палатку. Толя на этой волне умудрился приготовить макароны «по-флотски». Мужчины сговорились и не разбудили меня на ночную вахту.
22 сентября 2012 г Никогда не забуду ночные вахты. Сейчас расскажу, как это происходит. Сегодня моя вахта с 3-х до 6-ти утра. Как бы беспокойно не спал, перед самой вахтой всегда впадаешь в крепчайший сон – это закон. Твой спальник в этот момент – уютнейшее место в мире. Поэтому пробуждение и выдергивание из этого блаженного состояния – это всегда мучительно. Стас – хороший человек. Но, когда он меня будит на вахту ночью, дергая за ногу, я его не очень люблю. С трудом продираешься сквозь сны и, поначалу, не можешь понять, где находишься. Качка, плеск волн, шум ветра, постукивание такелажа врывается в твой уютный мирок и разбивает его на осколки. «Так, я в спальнике, спальник в палатке, палатка на катамаране, который, в свою очередь, в самом центре Тихого Океана». Сейчас тепло, а когда наружи было «всего» 20 градусов выше нуля над холодными антарктическими течениями, выбираться из спальника было на порядок сложнее.
Шаришь спросонья в темноте по трубе над головой, пытаясь нащупать свой фонарик. Я вечно беру не свой. Выбираешься из палатки. Не наступить бы ни на кого по дороге. Идешь, цепляясь за все, что попадает под руку, на нос ката за палатку. Там, если тебя накроет волной во время процесса, можешь, наконец, проснуться. Теперь на другой борт за спас жилетом. Пока ты не пристегнут за что-нибудь на месте рулевого, ты ночью на болтающемся во все стороне судне рискуешь быть слизанным волной или просто выпасть за борт от толчка. Цепкость развивается сумасшедшая. Человек-паук отдыхает. Ощупываешь штормовую одежду, выдергивая из вороха свою и пытаясь в свете луны или фонарика увидеть цифру «42» на месте размера. С закрытыми глазами натягиваешь терму, потом комбез и куртку. Застегиваешь и затягиваешь наглухо все молнии и липы. Сверху спас. Со сна не попадаешь ни в рукава, ни в штанины, ни в стропы спас жилета. На голову фонарик. «Вахту принял!» — «Вахту сдал!». Вникаешь в текущую ситуацию и выслушиваешь инструкции. Сейчас подвахт нет, но прежде чем уйти спать, Стас заваривает мне витаминный чай и делает все то же, но в обратном порядке. Ныряет в палатку. Все. Впереди 3 часа наедине с Океаном.
Идем в бакштаг. Левым галсом. На вымпеле 12-15 узлов. Наша скорость 5-6 узлов. На ночь взяли 3-й риф. До точки, т.е. до Таити, 350миль. Оглядываю горизонт. Небо меняется очень быстро. За мою вахту несколько раз может проясниться и затянуться непроглядными тучами. Когда мы шли в пассатах, эти бело и черногривые лошадки нас обгоняли с бешеной скоростью и уносились галопом вперед прямо по нашему курсу. Ветер гнал их высоко над нами куда-то в сторону Полинезии. Мы спешим туда же.
Из-под какой-нибудь тучки может прилететь шквал. Главное, не замечтаться и его не проглядеть. Успеть прибрать еще и стаксель. Слева формируется темная масса. Уплотняется, тяжелеет, нависает. Вот она поглотила луну, и Океан сразу нахмурился и пошел морщинами. Где-то далеко на краю фронта бьют молнии. Ветер усиливается до 20 узлов и паруса сразу напрягаются. Кат рванул вперед. Я чувствую эту усиливающуюся нагрузку на руле и немного уваливаюсь, чтобы ее сбросить. Небольшой шквал в 25 узлов продолжается минут 15. Напряженно рулишь, стоя на коленях, потому что со стула меня сбрасывает — не хватает веса. Потом отпускает, небо светлеет, и обрывки шквальной тучки уносятся прочь. Все действо занимает около 40 минут. Слабовато. Надо отметить, Океан ко мне очень добр. У всех на вахте что-нибудь происходит. Джека поливает ливнями. Стас отхватил 5 огромных волн подряд. Женькины вахты вообще всегда проходят с усилением ветра. Но только я сажусь на руль, наступает тишина. Чувство сродни тому, как будто гладишь против шерсти зверя, который до этого разорвал 100 человек, а он тебе лижет руки.
Через полчаса поднимаю глаза, и в них отражается вся вселенная. Небо, звездное небо, без единой тучки. Чужое небо с незнакомыми нам созвездиями. Некоторые из них я уже различаю. Впереди и слева ромбом Южный крест. За спиной три звездочки пояса Ориона. В расположении звёзд этого созвездия легко угадывается фигура человека. Нахожу глазами созвездие Тельца. Это мой знак. Различаю хвост и голову Скорпиона. Муха, Южная корона, Дорадо, Большой пес. Венера – самый яркий объект на небе. Она особенно хороша сразу после заказа и перед рассветом. В 1769 Джеймс Кук на Таити наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Мы будем в той же бухте, где он проводил свои астрономические наблюдения. И надо такому случиться, что именно в этом году можно наблюдать то же редчайшее явление. Следующее прохождение будет только в 2117-м.
Сегодня мне особенно повезло, я увижу, как садится в Океан Луна и встает Солнце. Луна – почти прямо по курсу. На темном небе яркий диск. По темному Океану тянется не менее яркая лунная дорожка, поддернутая рябью. Яркость Луны оттеняет эти две стихии и Океан почти черен. Чем ниже Луна, тем все таинственней и мистичней все вокруг. Тени резче и совершенно исчезают все краски. Как будто смотришь на черно-белую фотографию. Вот она касается горизонта, втягивает как трап дорожку и вдруг превращается в звезду, выпуская с четырех сторон длинные лучи. Фантастика! Я, как могу, подбираю слова, но, клянусь, человеческого языка не хватит описать это. Постепенно от огромной звезды над черным горизонтом остается только яркая точка. Вот исчезает и она.
В изнеможении от увиденного, радуюсь, что у меня есть передышка перед рассветом. Через полчаса небо начинает светлеть. Я не спешу будить Стаса, который должен отправить точку и Кулика, который меня сменит. Сначала рассвет. Солнце встает по корме. Поэтому ставлю на автопилот и оглядываюсь на Восток. Звезды начинают растворяться, и небо подбирает и набирает краски. Пока еще бледные и очень нежные. Розовые, голубые, фисташковые, оранжевые нежнейшие и вкуснейшие оттенки слоятся вдоль горизонта. Подсвеченные ими облака как пирожные или взбитые сливки. Совершенно мультяшные и сладкие цвета растекаются, перемешиваются и поднимаются выше. Уже совсем светло. Я отвернулась всего лишь на две секунды, чтобы взглянуть на GPS, а когда вновь посмотрела на Восток, уже показался переливающийся пылающий диск. Оно пока еще не слепит глаза, и все, чего касаются его лучи, превращается в жемчуг. Какой бы бурной не была ночь и предыдущий день, какие бы метания и беспорядок не происходили внутри и вне тебя, на рассвете наступает полное умиротворение. Все в природе замирает и прислушивается, смывается напряжение, уходит раздражение, растворяются страхи. Это перезагрузка. Умытый, чистый, во всех отношениях, новый мир. Именно сейчас можно услышать и себя и своих товарищей и природу на энергетическом, ментальном уровне. Несколько недолгих минут я плаваю в жемчужной зыби, затем диск поднимается выше, и с этого момента включаются дневные краски. Небо становится ярко голубым, Океан фиолетовым, флаг NL насыщенно синим, спас выцветше оранжевым, моя куртка ярко желтой.
Пора будить Стаса и Толю. Кулик вчера ничего не готовил на ужин, раздосадованный тем, что мы ничего не доедаем. Команда нагуляла аппетит. Поэтому вместе с капитаном сегодня утром проснулся кок. И принялся крошить капусту и месить тесто. «Вахту принял!» — «Вахту сдал!». Раздеваюсь. Заползаю в палатку. До завтрака можно немного поспать, пока жара не набрала силу. Днем солнцу никто не рад.
23 сентября 2012 г В 03.15 ночи лопнула запасная ванта. Стянули ее веревкой, которая работает как амортизатор. Наступил критический момент усталости, как людей, так и всех узлов конструкции судна. Катамаран уже 6 месяцев в море. И впереди еще столько же. Прошлый этап весь уложился в 4 месяца. Капитан и конструктор Кулик, учитывая все предыдущие проблемы, всякий раз совершенствует и меняет под Океан свою лодку. Но мы все равно ломаемся. Не одно, так другое.
На ужин сегодня гречка со сливочным маслом, которое мы раздобыли на Хива-Оа. Этот килограмм гречки ребята везут из самой Бразилии. Похоже, нигде больше, кроме России, гречку не едят. Раздобыть ее в местных магазинах невозможно. Хозяйка портовой харчевни и наша бывшая соотечественница Наталья, которую мы встретили на Галапагосах, признается, что всегда и всем заказывает из России только одно: гречку! Кстати, только во Французской Полинезии, на крошечном островке посередине Океана нам первый раз попалось настоящее сливочное масло и сметана. Сметана фигурировала под названием fromage blanc! Постепенно, страны, которые мы проходим, начинают ассоциироваться с определенными продуктами питания. Самые вкусные грейпфруты (они же паплюмусы) на Маркизах. Самые вкусные лимоны – на Галапагосах. Причем совершенно не похожие на те лимоны, к которым мы привыкли. Они круглые, с толстой бугристой зеленой кожурой и ярко оранжевой мякотью. Я их ела по нескольку штук в день. Самая лучшая тушенка делается на Таити! Pacific corned beef. Рекомендуем. Еще на Таити море манго. Оно растет на каждом шагу как сорняк. Лучшее мясо на Карибах — в Гваделупе. Там же есть недорогое, но потрясающее французское вино. На Мадагаскаре команда объедалась вкуснейшими ананасами по 10р за штуку. Дурбан (ЮАР) запомнился мясом крокодила и говяжьими стейками. Говядину там откармливают бананами, поэтому и мясо пахнет фруктами. Такую же ароматную, тающую во рту свинину, выращенную на ананасах, Палыч встречал в Шри-Ланке. И так далее. По результатам нашего путешествия вполне можно будет составить гастрономический атлас по странам.
24 сентября 2012 г Хотите чего-то? Так не бойтесь об этом мечтать! Вселенная обязательно примет ваш заказ к исполнению. Я мечтала увидеть китов и переживала, что на огромных просторах Тихого Океана их осталось так мало, что нашей встречи в непосредственной близости может и не случиться. Женя Ташкин мечтал о необитаемом острове, коралловом атолле с кокосовыми пальмами и лагуной. Вселенная договорилась с Океаном и исполнила наши желания в один день. В 10 часов утра в виду нашего судна показался остров. Один из множества атоллов архипелага Туамоту. GPS подсказал, что у него есть имя – KAUEHI. Ветер – фордевинд, и мы идем под одним спинакером прямо на остров. Когда мы могли уже разглядеть пальмы и белый коралловый песок, сердце капитана тоже не выдержало, и он согласился, хотя мы спешили, пристать к острову на пару часов. Мы приблизились почти вплотную, и пошли вдоль берега, надеясь найти проход во внутреннюю лагуну со спокойной водой. Между нами и пляжем – коралловый риф, о который разбиваются волны Тихого Океана. На острых, как бритва, кораллах могут не выдержать даже усиленные вторым слоем ткани поплавки. Пальмы на берегу имели совершенно осенний вид, и мы вдруг вспомнили, что на дворе сентябрь.
Я не понимала Женькиных восторгов, пока не подошли ближе, и страшные глубины Тихого Океана не сменились прибрежным мелководьем. Вода, ребята, какая вода!!!! Я в жизни не видела такой красивой воды. Бирюзовая, отливает как стекло, абсолютно прозрачная. Цвета невообразимые. Океан везде разный. У побережья Мексики – темно-фиолетовый. Возле Галапагосов – вода почти белая и холодная. На подходе к Маркизам Океан вдруг стал зеленый. А здесь…Бирюза! Я прыгала, бегала, смотрела в воду то с одного, то с другого поплавка, свешиваясь к самой воду и рискуя свалиться, и кричала от восторга, как сумасшедшая. Как же сдержанным мужчинам со мной иногда, наверное, тяжело. Но это было только начало. Прямо по носу ката в 12 метрах от меня вынырнул кит… Он показался огромным, не меньше нашей лодки. Но на самом деле это был очень молодой экземпляр, почти детеныш. Его родитель не рискнул подойти близко к берегу, и мы его увидели позже метрах в пятидесяти в море. Кит поднырнул под катамаран, и Толя, который был на руле, закричал: «Держитесь за ванты!». Если «малыш» вздумает с нами поиграть. Кит прошел под нами и ушел в глубину. Но любопытство взяло свое, и он вернулся, всплыв по правому борту настолько близко, что я ясно разглядела дыхало. Еще бы посмотреть ему в глаза. Так он и ходил рядом в течение часа, интересуясь, что это за необычное плавучее существо. Дух захватывало.
В конце концов, ткнулись в коралловый риф, зачалились за камни и сошли на остров, бредя по колено в лазурной воде. Кораллы всевозможных форм, размеров и расцветок. Под ногами мечутся разноцветные рыбки. И серые с черно-желтым плавником рифовые акулы. Несмотря на скромные размеры, это все те же молниеносные океанские хищники. Я порезалась о коралл, и сразу стало неприятно и опасно бродить по рифу. Пресных водоемов нет, но можно прожить и на кокосах, которыми зарос весь остров. Провели на атолле 3 часа. А хотелось 3 дня. На память остались ракушки и фото, как из рекламы Баунти. Помылись. Самый чудесный день перехода завершился нежнейшим закатом. Аномальный день… ничего не сломалось.
25 сентября 2012 г Ночью прошли атолл Fakarava. Второй по величине атолл Туамоту. Открыт, кстати, нашим соотечественником Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном. Зарево было такое, как будто идем мимо огромного города. Светомузыка была видна задолго до и после. А может мы просто отвыкли от больших городов. В Океане зыбь 3 метра, 170 миль до точки. Погода и самочувствие прекрасные, волны нет. Ночью шли практически в штилевых условиях на бабочке. Днем в бакштаг 2-3 узла. Под вечер раздуло. Планируем дойти до Таити к утру 27 сентября. Визы у нас до 28-го. Ищем поддержку у местных властей через нашего друга Этьена, мэра Атуона на Хива-Оа. Жандармы на Хива-Оа пугали строгостью порядков и советовали поторопиться с продлением визы. Нам грозит конфискация судна и депортация. Хотя увидев нашу лодку, шеф жандармерии Жан-Мишель снял вопрос по конфискации и сказал, что мы сумасшедшие, что идем на этом в Океан.
26-27 сентября 2012 г Раздуло. На океанскую зыбь под 60 градусов накладывается волна. Всех мутит. Провели фотосессию с чаями Enerwood. Хотя по нашим кислым в этот день лицам сложно было понять, что они нам очень нравятся. Вторую ночь сплю на палубе под звездами между связкой бананов и колеманом. Забрала себе еще и Женькин спальник, который его даже не распечатывал. Всегда жаркий Ташкин именно в эту ночь замерз.
27.09 В 4.30 утра зачалились в порту Papeete, Tahiti! Рядом набережная. Напротив парк Бугенвиль. В марине насчитали 12 мачт. Все кругосветчики. В «авианосце», который мы приметили при входе, распознали яхту Билла Гейтса Pacific. Сухопутные заметки оставляю на потом. Полинезия достойна, что о ней написать отдельно.
Из Тихоокеанского дневника Ольги Антоновой