«Понять скифа»

Книга Константина Банникова «Понять скифа» – это увлекательный рассказ участника полевых археологических и этнографических исследований на Плоскогорье Укок о работе экспедиций, о жизни и мировоззрении кочевников великого Алтая, и о том, как древние скифы продолжают влиять на современные этнические, социальные и политические  процессы.

В период с 1990 по 1995 год археологи из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук проводили на алтайском плоскогорье Укок  исследования скифских курганов,  замороженных вечной мерзлотой и сделали выдающиеся открытия в числе которых уникальное погребение скифской девушки, идеально сохранившееся в подземных льдах на протяжение 2,5 тысячелетий. 

Эта находка, совпавшая по времени с распадом Советского Союза и всплеском национализма по всему пространству бывшего СССР, породила целый пласт современного неомифотворчества в Республике Алтай, и стала причиной скандалов, дискуссий, полемики, мистических и политических спекуляций на протяжение последующих тридцати лет, то утихающих, то разгорающихся с новой силой, особенно во времена природных или социально-политических катаклизмов. 

Автор этой книги и участник этих полевых исследований Константин Банников, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Института этнологии и антропологии Российской академии наук, описывает жизнь и работу своей археологической экспедиции под руководством Наталии Полосьмак, и все последующие события, вызванные резонансом от этой находки: процессы развития современного научно-познавательного туризма и мистико-религиозного паломничества к могиле «Алтайской принцессы», образы древних скифов в современных этно-политических процессах Российской Федерации и многое другое.

На основе полевых археологических материалов в этой книге проводится семантический анализ и реконструкция смысловых мировоззренческих значений скифской культуры, запечатленных погребальным обрядом. Книга рассказывает и во множестве своих  иллюстрации показывает, что в Пазырыкской археологической культуре вместе с вещами застывают в мерзлоте и культурные смыслы, и таким образом, культура в прямом смысле слова замирает во времени на все последующие тысячелетия, сохраняя мировоззрение своего народа для интерпретаций.

Особенности Пазырыкской культуры демонстрируются через познание различных тонкостей погребального обряда, витальных потребностей общества той эпохи, включая ритуальную пищу и посуду, погребальную колоду, татуировки, одежду, головные уборы, конскую сбрую и многое другое. Реконструируя космогонические смыслы и значения  автор рассматривает курган в структуре Мироздания, как храмовое пространство, имеющее для скифа важнейшую медиативную роль между социумом и космосом. Знаки и символы пазырыкского искусства, такие как создание ритуальных масок для погребального церемониала, раскрывают магию и философию представлений социума о месте, времени и деяниях человека в разных мирах. 

Автор предлагает собственный взгляд на исторический процесс эволюции информационных систем от предмета к символу, выполнявшему в Пазырыкском обществе функцию письменности, от символа к петроглифу, от петроглифа к иероглифу, от конкретного изображения процессов к схематическим абстракциям, и от первобытного  мышления к современному.

Особую ценность представляет собой раздел, посвященный современной этнографии Укока, написанный автором на основе своих экспедиций в зимнее время года, когда на плоскогорье поднимаются кочевники, и используют его пространства для своих зимних пастбищ. Места зимних стойбищ, пространственная инфраструктура пастбищного ландшафта, система выпаса в зависимости от ежедневной погоды и кочевые ритмы и траектории в зависимости от сезонных климатических особенностей, – все это, согласно исследованию, сохраняется в наши дни с тех самых эпох, когда Укок населяли древние скифы. Автор остаётся единственным исследователем, который провёл на плоскогорье Укок среди кочевников несколько зимних сезонов и собрал уникальную коллекцию  описаний их жизни и фотографий, небольшое но яркое собрание из которых впервые публикуется в настоящем издании. 

Все публикуемые фотографии, за исключением шести  изображений скифских шедевров из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, одного – из музея Метрополитен, Нью-Йорк, а также двух снимков из архивов участников экспедиций  выполнены лично автором, являющимся помимо своих научных занятий, профессиональным фотографом и журналистом, чьи статьи и фоторепортажи о народах и культурах  публиковались в десятках ведущих журналов разных стран мира, включая и  такие издания как «National Geographic».

Книга соединяет под своей обложкой в едином научно-популярном и увлекательно написанном и великолепно иллюстрированном тексте многие фундаментальные вопросы сфер социальной антропологии, археологии, этнографии, философии, искусствоведения, туризма, образования, религии и политики, и представляет собой заметное событие в истории гуманитарных наук и популярных книг о путешествиях.